То, что дырка или трещина образовалась в результате неудачной стыковки космического корабля «Прогресс», уже всем очевидно.

По тем сведениям, которые поступают в СМИ, трещина образовалась в одном из переходных отсеков служебного модуля «Звезда». К сожалению, «Роскосмос» не говорит, в каком именно отсеке произошла авария, так как на данном модуле их два.

Если трещина образовалась со стороны агрегатной части, то это хоть и неприятно, но в целом не критично. Если же со стороны стыковочного узла, которым «Звезда» соединяется с ФГБ «Заря», то это уже проблема, причем большая.

В первом случае, если трещину не удастся локализовать, российский сегмент МКС теряет один активный стыковочный узел, к которому подходят грузовые космические корабли «Прогресс». Во втором будет потеряна связь со всей остальной станцией и останется всего один стыковочный узел, которым можно принимать пилотируемые и грузовые корабли.

Как бы то ни было, если трещина, через которую утекает воздух, будет увеличиваться в размерах, переходный отсек служебного модуля МКС «Звезда» будет непригоден для дальнейшей эксплуатации.

Автомобилисты знают. Проблема всех трещин, особенно на лобовом стекле, заключается в том, что если их не локализовать и не засверлить, то они будут расти. Подозреваю, что это правило справедливо и для той аварии, которая произошла на МКС. Модуль находится под внутренним давлением, его распирает изнутри, а значит, это давление воздействует и на трещину, тем самым вызывая ее дальнейший рост. Если эту трещину предварительно не засверлить, а потом не заварить, то никакие временные заплатки и пластыри не помогут.

Какие тут могут быть варианты?

Вариантов не много.

В любом случае, это герметизация отсека с последующей откачкой атмосферы для того чтоб там можно было проводить полноценные ремонтные работы, а самое главное, это замедлит разрастание трещины в обшивке модуля.

Что для этого нужно?

Во-первых, на МКС надо доставить прибор ультразвукового исследования металла, возможно, какие-то еще приборы, которые помогут обнаружить точные геометрические очертания трещины в оболочке переходного отсека.

Во-вторых, «Роскосмосу» придется вспомнить эксперименты СССР по сварке металлов в космическом пространстве и научить этой работе космонавтов. Это на самом деле хорошо, так как создание будущих космических станций во многом будет происходить не на Земле, а на специальных стапелях в космосе. И опыт в ремонте переходного отсека для этого вопроса, безусловно, будет востребован.

В-третьих, после того, как будет понятна геометрическая конфигурация трещины и ее место в обшивке переходного отсека, будущий ремонт необходимо отработать в земных условиях на соответствующих макетах. Это позволит создать необходимые заплатки по нужной геометрической конфигурации, а возможно сделать специальный автоматизированный станок, который будет размещен внутри переходного отсека и самостоятельно, без человеческого фактора, проведет все необходимые ремонтные сварочные работы.

В случае, если трещина находится в переходном отсеке со стороны агрегатной части модуля «Звезда», то все этот ремонт может выполняться, никак не влияя на текущую работу Российского сегмента МКС. Единственное, что грузовики «Прогресс» придется стыковать к другим шлюзам.

Если трещина находится в переходном отсеке со стороны стыковочного узла, то тут потребуются существенные коррективы, а также экстренная перестыковка Российского сегмента МКС. Здесь для ремонта придется отстыковать модуль от МКС, предварительно отправив туда новый стыковочный узел «Причал».

После того, как «Звезда» будет отстыкована, на это место должен быть пристыкован и «Причал», а «Звезду» нужно развернуть на 180 градусов и пристыковать со стороны агрегатного отсека к узлу «Причал». Это позволит сохранить обитаемость российского сегмента МКС и его связь с остальной космической станцией, а также разгрузит от лишних напряжений переходной отсек, который после подобных перестановок можно будет готовить к ремонту. Это никак не повлияет на планы по запуску модуля «Наука». Просто он будет пристыкован немного в другом месте, и здесь нет ничего страшного.

Независимо от того, в каком из переходных отсеков находится трещина, саму операцию по заварке трещины в переходном отсеке, по всей видимости, придется делать с выходом в открытый космос и разгерметизации этого отсека. Очевидно, что это вытекает из того, что в обшивке придется сверлить сквозные дырки…

И всё это надо проводить, как можно быстрее. Трещина ждать не будет.

Ну, и на будущее, друзья из «Роскосмоса», не жалейте металла на свои будущие изделия. Крепче будет, дальше улетит…!

Источник: военно-политический журнал Владимира Орлова
Источник фото: военно-политический журнал Владимира Орлова

Назад к списку
Поделиться
Следующая запись
Рогозин. Лунная база