Инициативы правительства по повышению НДС, акцизов на бензин и пенсионного возраста отрицательно скажутся на экономике, снизят ее конкурентоспособность. Логика правительства проста — собрать побольше денег в бюджет здесь и сейчас, не думая о завтрашних последствиях (НДС и акцизы на бензин собрать легче всего). А они и для экономики, и для общества будут тяжелыми. Очевидно, что эти меры приведет к росту розничных цен, снижению покупательной способности и жизненного уровня населения, раскрутке инфляции. Но это завтра, а сегодня — можно отчитаться, что найден финансовый источник для выполнения новых майских указов Президента.

Правительство должно стремиться к повышению жизненного уровня своих граждан, а оно действует прямо наоборот. Оно продолжает либеральный курс последних 25 лет, при котором созданы льготные условия для развития финансового и сырьевого сектора, а реальное производство поставлено в условия выживания. Например, повышение НДС не касается финансового сектора, банкиров, и экспортеров сырья (НДС им возвращается). Пострадают только те, кто производят товары в России и простые граждане.

Мы в Совете ТПП РФ по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России предлагали снизить цены на бензин внутри страны. Эта вполне реальная мера позволит снизить розничные цены, инфляцию.

Сегодня правительство повышает акцизы и НДПИ, снижая экспортные пошлины на вывоз нефти. То есть стимулирует не переработку сырья в России, а его экспорт. Это прямо отражается на росте цен на бензин. Если сделать наоборот — то цены на горючее в рознице упадут на 40% минимум.

Альтернатива пенсионной реформе

Повышение пенсионного возраста позволит платить пенсии на пять лет позже, сэкономить огромные средства, которые аккумулируются в ПФР, которые правительство может использовать по своему усмотрению. Позитивного эффекта для экономики я не предвижу. Инициаторы законопроекта говорят о том, что у нас не хватает рабочих рук — но это абсолютно не так! На самом деле, в стране — скрытая безработица. Очень много людей занимается никому не нужной, неэффективной и непроизводительной деятельностью. Если сократить избыточное количество бухгалтеров, охранников, различного рода чиновников в контрольно-надзорных органах, то это высвободит огромное количество рабочих рук людей самого продуктивного возраста, и не понадобится труд ветеранов.

Сам по себе Пенсионный фонд — совершенно неэффективная, ненужная и непрозрачная структура. По всей стране в ПФ занято около 130 тысяч человек, целая армия людей, которые ничего не производят, а только контролируют и перераспределяют. Почему территориальные отделения ПФ в региональных центрах занимают самые элитные и помпезные здания? Кому нужна эта роскошь?

Пенсии можно платить непосредственно из бюджета. Сам ПФ мы предлагаем расформировать, а еще оставшиеся в нем средства направить на поддержку реального сектора экономики. Его развитие обеспечит рост налоговых отчислений в бюджеты всех уровней.

Однако правительство в этом направлении делает всё с точностью до наоборот. Ставка на развитие в России сырьевой экономики ведет к тому, талантливая молодежь, не имея мотивации к работе в производстве или бизнесу внутри страны внутри страны, свое будущее связывает с работой за рубежом. Массовый отъезд молодежи из страны приведет к тому, что в будущем, лет через 30–40, просто некому будет работать здсь. Россия будет жить всё беднее — и старики вместе с ней.

Все эти решения правительства протаскивались без всенародного обсуждения, под прикрытием ЧМ и в период отпусков — что само по себе не красит властные структуры. Нельзя так обращаться с народом!

Мегапроекты Дальнего Востока

Нынешний грузопоток на Сахалин вполне успешно обслуживается при помощи паромов. Для экономической целесообразности строительства моста на остров необходимо, чтобы этот поток был на порядок больше существующего. Сроки окупаемости такого проекта оценить сложно. Этот амбициозный мега-проект имеет скорее политическое, имиджевое значение. С таким же успехом можно вбухивать миллиарды в мост через Беренгов пролив или на Новую землю!

Гораздо рациональнее те же сотни миллиардов рублей направить на модернизацию автодорожной сети в российских регионах. За последние годы в стране более-менее отремонтировали федеральные трассы, но региональные и муниципальные остаются в плачевном состоянии.

Реальную поддержку развитию Дальнего Востока обеспечат такие меры как снижение налогов, цен на бензин, тарифов на электроэнергию. Сегодня электричество там в 2,5 раза дороже, чем в сопредельном Китае! При этом, в Сибири и на Дальнем Востоке действуют мощные ГЭС, которые экспортируют энергию в Китай. Условия жизни в Забайкалье и на Дальнем Востоке таковы, что даже коренные жители не хотят там оставаться, отток населения так и не удалось остановить.

Практика показывает, что такие федеральные программы как территории опережающего развития (ТОР) и «Дальневосточный гектар» не стали локомотивами развития и не принесли ощутимую пользу. Надо в целом менять экономическую стратегию, то есть развивать всю страну, а не отдельные оазисы в виде ТОРов. Каковы на сегодня условия для развития сельского хозяйства на ДВ? Как и прежде, драконовские налоги, неподъемные транспортные тарифы, супердорогие кредиты, отсутствие госсубсидий и поддержки сбыта продукции. Но при этом власти стараются привлечь каких-то приезжих людей под программу «Дальневосточный гектар». Это не решение проблемы.

Что нужно делать?

Наши предложения — развитие реального сектора экономики, чтобы в России было выгодно производить несырьевые товары. Для этого требуется три условия.

Первое — мягкая кредитно-денежная политика (нулевая ставка ЦБ, дешевые доступные кредиты).
Второе — стимулирующая налоговая политика. Это означает более дешевые энергоносители, более низкие налоги, возвращение инвестльгот. Деньги, вкладываемые в развитие предприятий, не должны облагаться налогами.
Третье — протекционизм, поддержка отечественного производителя, защита своего рынка и завоевание внешних.
Выполнение этих трех условий сразу дадут мощный толчок развития всему спектру несырьевой экономики. Воспрянут и перерабатывающая промышленность, машиностроение и сельское хозяйство, и другие отрасли. Экономический рост будет не нынешние 1–2%, а 10–15%. И это совершенно реально.

Источник: «Регионы России»

Назад к списку
Поделиться
Следующая новость
Алексей Лапушкин о повышении НДС: Российские власти скоро введут налог на воздух и осадки?